Величайшая: Штеффи Граф — воплощение силы и идеально выбранного времени
В серии о лучших теннисистах за последние 50 лет мы оглядываемся назад на немку, которая стала единственным обладателем звания «золотой удар».
Это был удар справа. Это должен был быть удар справа. Штеффи Граф была на расстоянии одного очка от самого золотого очка в истории тенниса на второй подаче Габриэлы Сабатини, которую нужно было отбить, Граф сделала несколько быстрых шагов влево, чтобы лучше подбежать по мячу. Её его ноги были изящны, как всегда. Она прицелилась. Она нанесла сокрушительное поражение спотыкающийся Сабатини и пошла к трибунам Сеула. 19-летняя девушка добавила олимпийский титул 1988 года к победе, которую она одержала в том году на Открытом чемпионате Австралии, Открытом чемпионате Франции, на Уимблдоне и на Открытом чемпионате США. Возможно, это был величайший удар, который когда-либо наносила любая женщина. Он обеспечил редчайшее достижение. Ни один игрок, будь то мужчина или женщина, не претендовал на золотой удар до или после этого.
Граф открыла новую эру женской игры. Мало того, что она сломала мертвую хватку Мартины Навратиловой и Крис Эверт. Она проложила путь для таких крупных нападающих, как Моника Селеш и сестры Уильямс, усилив власть мощных девушек в туре в то время, когда Борис Беккер делал то же самое со стороны мужчин. И так же, как ее соотечественник стал синонимом его пушечных подач, то же самое сделала Граф с её разрушительным ударом. Это был удар, который мог повалить лес.
Диапазон ударов был безжалостен: кросс-корт, вниз по линии, наизнанку, внутри. Граф могла бы забить его отовсюду.
— Никто в мире не может делать то, что она делает. Ее удар справа наводит страх на всех — сказала Зина Гаррисон в 1989 году.
Почти столь же ужасным был удар слева от Граф, который она вырезала с метрономической точностью. Это было похоже на смерть от тысячи порезов для её бедных противников, которых пытали за то, что они допустили ошибку.
Она также была превосходной спортсменкой, возможно, самой совершенной из всех, что видела игра, с исключительным балансом и работой ног. Как только её ноги касались корта, они начинали двигаться как у лани. И они двигались быстро. Андре Агасси написал в своей автобиографии, что его жена (Граф) была настолько быстрой, что она тренировалась с немецкой олимпийской сборной по лёгкой атлетике. Её тренер Павел Слозил сказал, что она могла бы даже лучше бегать, чем играть в теннис. В прямом и переносном смысле её было не догнать.
Её сила и темп на корте противоречили её стеснительности. Она не искала центра внимания, она просто хотела играть в игру. Она держалась настолько отстранённо, что многие в раздевалке неверно истолковывали это как отрешенность, пока её поведение не смягчилось к концу карьеры. Был момент во время финала Открытого чемпионата Франции 1999 года, который идеально продемонстрировал её подход. Близкая к победе, но задержанная Мартиной Хингис, Граф подошла к судье и бодро спросила: Можем ли мы просто играть в теннис?
Всегда бегая по площадке, как будто не было завтрашнего дня, она едва задерживалась, чтобы перевести дыхание между розыгрышами, не говоря уже о том, чтобы спорить по телефону. У неё не было мрачности и изящества, а был теннис без высокомерия.
Граф с такой же быстротой переписывала книги рекордов. Начиная с Открытого чемпионата Франции 1987 года, когда она подняла свой первый большой шлем, в финальном сете против Навратиловой победив со счетом 8:6, она достигла 13 главных финалов подряд, выиграв девять из них. За свою карьеру она занимала первое место в мире рекордные 377 недель. Её всесторонняя игра дала ей преимущество на всех поверхностях. Она остается единственной женщиной в открытой эре, которая выиграла все титулы шлема в том же сезоне. И единственным игроком в истории, который претендовал на каждый мэйджор, по крайней мере четыре раза. Это была немецкая эффективность в лучшем виде.
Одна звездочка рядом с ошеломляющей статистикой Графа была вне её контроля. Выиграла бы она 22 титула, если бы Селеш не была зарезана в 1993 году? Граф всегда сражалась лицом к лицу со своими самыми жестокими соперницами. Но Селеш, увидев силу Граф и начав играть с двух рук, добивалась превосходства в каждом ударе.
Могла ли Селешь сравняться с Граф и обойти её, если бы не была порезана? Это всегда будет одним из величайших не решаемых вопросов тенниса. Их противостояние могло бы определить 90-е годы так же, как противостояние Навратиловой и Эверт десятилетие назад. Вместо этого Граф, которая была бесподобна, выиграла 10 из следующих 15 титулов. И возвращение Селеш в 1995 году не остановило её.
Последняя победа Граф на «Уимблдона» над Арантха Санчес Викарио продемонстрировала, какой она грозный игрок, особенно в моменты кризиса. Три сета длились 32 гейма. Это была битва, которая вошла в анналы Всеанглийского клуба. Но её легендарная физическая форма начинала давать сбои. Ей нужно было сделать укол, чтобы успокоить свою спину перед матче. И она страдала от травм в конце своей карьеры.
Граф выиграла ещё один титул после операции на колене, одержав победу в печально известном поединке с Хингис на «Ролан Гаррос», а затем проиграла в финале Уимблдона месяцем позже. И этим поражением, в шаге от титула, она была сломана.
— Я больше не веселюсь — сказала она, сдерживая слезы, когда вышла на пенсию в возрасте 30 лет. Всегда настолько уверенная в своём превосходстве на корте, она не собиралась делать оплошность, которую делают многие чемпионы, рискуя своим наследием.
— Когда больше нечего было достигать, моя мотивация прошла. Я никогда не оглядывалась назад. Моё время было идеальным до самого конца — сказала она в следующем году.
Почетные титулы
22 титула турниров Большого шлема, среди которых:
— Открытый чемпионат Австралии: 1988, 1989, 1990, 1994
— French Open: 1987, 1988, 1993, 1995, 1996, 1999
— Уимблдон: 1988, 1989, 1991, 1992, 1993, 1995, 1996
— Открытый чемпионат США: 1988, 1989, 1993, 1995, 1996
107 одиночных титулов в прочих турнирах
377 недель под № 1 в мире.